История Стародуского казачества
5. Общественная организация «Стародубский
казачий полк» (СКП).
В 1994г. в г. Стародубе была создана инициативная группа, которая начала работу по возрождению казачества на Стародубщине. В нее вошли Белов В.В., Лякун П.Ф., Миронов А.М., Таланин А. Белов В.В. был послан к лидеру Союза казаков России Алмазову за помощью в создании организации. Затем инициаторы «подняли» записи метрических книг дореволюционного времени, около 15 приходов Стародубского уезда. Из них были выбраны сословные казачьи фамилии и опубликованы в местной печати. К инициативной группе стали приходить интересующиеся люди. Одновременно началась работа над созданием Устава общественной организации [10].
21 августа 1994г. в г. Стародубе состоялся первый круг казаков Стародубщины. На нем было принято решение о создании общественной организации «Стародубский казачий полк», принят разработанный Устав и выбрано атаманское правление. Первым атаманом СКП был избран Белов В.В. , полковым писарем Лякун П.Ф. , председателем Совета стариков Шакун Н.Д.
Организация СКП входит в состав Западного Особого казачьего округа во главе с нашим земляком Зайцевым В.Ф. и в общероссийскую организацию Союза казаков России.
Патриотическая работа по возрождению казачества проводилась инициаторами и в других районах Брянщины. На сегодняшний момент СКП территориально и административно состоит из 10 сотен: Стародубской полковой (атаман Дебольский П.Ф.), двух Унечских (Лебедев И.М.), Суражской (Зима В.Н.), Погарской (Цыганок П.А.), Трубчевской (Бурый В.), Брянской (Волков М.), Московской (Зайцев В.Ф.), Почепской, Стародубской молодежной, Ярцевской (Смоленской обл.) и Климовской станицы. Сотни делятся на курени. Например в Стародубской сотне их 6 городских и 8 сельских в с. Елионка,с. Остроглядово, с. Пятовск, с. Меленск, с. Новомлынка, с. Мишковка, с. Алейниково и Ломаковка, с. Азаровка и Курковичи. Справедливости ради, стоит отметить, что данное деление можно считать условным, так как никогда на Стародубщине не было куреней, а были лишь курные избы. На нынешний момент атаманом СКП с 1997г. является Миронов А.М., Почетным атаманом Белов В.Ф., Походным атаманом Емельяненко Н.Д., полковым писарем Лякун П.Ф.
После принятия закона РФ «О казачестве» в 2005г. был переработан Устав СКП. Сейчас эта организация остается по-прежнему общественной организацией, в отличие от реестрового казачества юга России. Но по новому закону и новому Уставу Стародубские казаки все же могут нести государственную службу от лица СКП.
Эта организация старается быть опполитичной, не вовлекая себя в политическую жизнь Брянщины и России, хотя это удается не всем сотням.
В течение нескольких лет Стародубский полк создал свои отличительные атрибуты. Согласно Уставу каждая сотня может определять свой фасон и цвет одежды и отсюда некоторая пёстрость костюмов, так Унечская, Трубчевская и Погарская сотни имеют форму Войска Донского; Стародубская и Брянская зеленого цвета, а Московская и Суражская синего цвета, общими остались лишь алый цвет лампас и шеврон СКП.
Нужно отметить, что эти формы являются одеждой участников общественной организации, но не являются традиционной казачьей малороссийской формой, что очень жаль.
Знаменем СКП является Российский Флаг в центре которого помещен герб г. Стародуба ,а по углам расположены четыре золотых сокола – символ сотен полка стремящихся к единству, на обратной стороне знамени изображен православный крест. Все казаки носят погоны соответствующие их воинским общеармейским званиям, либо получившие их по приказу атамана до чина есаула.
В 2004г. были разработаны памятные ордена в честь «350-летия Стародубского полка». Они делятся на три степени низшая – голубой крест для новобранцев, первой степени – синий для ветеранов – СКП и высшей степени – белый для Почетных гостей.
На шевроне, орденах и печати СКП имеется изображение: креста символа времени, год создания -1654г., сабель – как символа защиты, три листочка дуба – символ трех славянских народов и желудь – как надежда на единение, единую историю, дух и культуру, а также изображение каравая и рушника, представляющие хлебосольность Стародубских жителей [10].
Чем же занимается данная организация и казаки, которых насчитывается около тысячи человек (мужчин)? Прежде всего, идет пропаганда казачества среди всего населения Брянщины, хотя некоторые из казаков неактивны в этом плане. Большинство Стародубских казаков работают простыми тружениками: колхозниками, фермерами, учителями, деятелями науки и культуры. Казаками они ощущают себя в душе и вере, находя многое общее друг с другом. Особенно активно казачество во время культурных мероприятий проводимых в нашей области: Монумент Дружбы, День Победы, День освобождения района от немецко-фашистских захватчиков. Участвуют в различных концертах и работе подворий. Часть казаков входит в организацию «Поиск» г. Брянска (руководитель Соболев А.А.), занимающеюся восстановлением исторической картины событий Великой Отечественной войны на Брянщине и перезахоронением погибших советских солдат. Существует несколько фермерских хозяйств области, среди них наиболее известное - казачья сельхозартель в Суражском районе с. Ляличи.
Казаки всех сотен помогают православной церкви в восстановлении храмов и возрождении православия на Брянщине. В 1996г. усилиями казаков СКП и Брянской епархии был отреставрирован и открыт полковой казачий собор – Рождества Христова в г.Стародубе. В с. Костеничи Суражского района была построена часовня на средства казака Осипова. И таких примеров много.
Стародубские казаки являлись участниками Всероссийского крестного хода в 2003г., проходившего на Брянщине.
В 2004г. СКП торжественно отметил 350-летие Стародубского полка. Был возложен памятный камень в парке г. Стародуба, проведены юбилейный круг и многочисленные праздничные мероприятия, на которых присутствовало множество гостей из различных частей России, а так же Белоруссии и Украины.
Полковой круг традиционно проводится 19 августа в церковный праздник – яблочный Спас. Открывается молебном и неофициальным гимном полка: «Над Диким полем ворон кружит, трава ковыль горит».
На последнем круге 19тавгуста 2006г. в г. Стародубе было принято решение о создании особого казачьего округа на безе СКП и рождении межгосударственной общественной организации «Северское братство» [10] . В эту организацию вошли казачьи формирования Брянской, Гомельской и Черниговской областей. «Северское братство» создается с целью укрепления братской дружбы между славянскими народами – русским, украинским, белорусским (П 2.1.) и призвана противодействовать всеми законными средствами силам, действия которых направлены на подрыв доверия и разжигания вражды между этими народами (П2.2).
Из других направлений деятельности СКП следует отметить просветительскую работу стародубских казаков: творчество Воропаева А.С. , Лежнева М. Р., Поклонского Д.Р. и др.
Проводиться огромная работа с молодежью, по становлению ее правовой и гражданской позиции. Все мероприятия проводятся только на добровольные пожертвования казаков и спонсоров [10].
6. Кадетский (казачий) класс.
Еще до создания кадетского класса в СКП проводились индивидуальные попытки работы с молодежью. Ярок пример подвижнической деятельности с. Мохоновка Чугунова Валерия. Он в 1997 -1998гг. в своем селе организовал полусотню и добровольный казачий класс. В нем проводилась военная подготовка, верховая езда и военно-патриотические мероприятия. К сожалению, с уездом этого казака данная организация перестала существовать [10].
В феврале 2006г. по инициативе походного атамана СКП Емельяненко Е.Д. , сотника Стародубской сотни Дебольского П.Ф. и членов атаманского правления было решено создать кадетский класс[11]. Он образовывался на основе молодежной сотни. Эта сотня появилась в ноябре 2005г. по инициативе Емельяненко Е.Д. В нее вошли около 20 -30 юноши 15-ти , 17-ти лет из числа старшеклассников школы №2 г. Стародуба и ПУ- 23. Атаманом ее был избран Советников Валерий. В феврале 2006г. молодые казаки присягнули на верность казачеству в здании городской администрации и провели молебен в Полковом соборе.
В кадетский класс вошло 16 мальчиков 13-ти – 17-ти лет. занятия проводились на базе психологического центра г. Стародуба в вечернее время с 18.00 до 20.00 (три – четыре раза в неделю). По выходным дням с ребятами проводилась строевая и физическая подготовка на базе школы №1 г. Стародуба. Целью при создании этого класса являлась передача казачьих и военно-патриотических традиций молодежи, воспитание патриотизма, любви к своей малой родине и становлению гражданской позиции.
Наставником кадетов был выбран майор в отставке Маширов С.Б. , преподавателями были офицеры СКП (в основном атаманское правление), работники МЧС,МВД, погранвойск и спортивного клуба «Парашютист».
Преподавались: История казачества, казачьи традиции, история русской, советской армии и т.д. Проводились уроки Закона Божьего – настоятелем Храма Рождества Христова священником отцом Олегом. Все преподаватели работали безвозмездно, в свободное время. Члены кадетского казачьего класса активно участвовали в культурной жизни района и области.
в мае 2006г. для них проводились трехдневные военно-полевые сборы в районе с. Новомлынка. Там ребята на практике обучались строевой и верховой, огневой и тактической подготовке.
Летом – осенью 2006г. кадеты добровольно и безвозмездно помогали в строительстве часовни св. Георгия Победоносца в честь русского воинства в г. Стародубе. Будущее этого класса туманно, так как вся работа проводилась бесплатно по инициативе казаков и фактически без материальной базы. Но казачьи кадеты даже за год обучения изменились, повзрослели, возмужали, стали по-другому относиться к своей истории и культуре. Произошло боле полное становление их как личностей и полноправных граждан России.
7. Детский образцовый казачий ансамбль
«Веселый экипаж» г. Стародуба
На Брянщине существует несколько творческих коллективов из числа казаков ил казачьей направленности: Суражский казачий ансамбль, «Вольница» и «Родники» г. Брянска. В 1995г. атаман СКП Миронов А.М. предложил работникам музыкальной школы г. Стародуба Лейкиной Р.З. и Сидоровой Е.В. создать казачий ансамбль, что было ими воспринято с инициативой. Так местный эстрадный коллектив «Веселый экипаж» стал создаваться как казачий, оставшись со своим старым названием [12]. Несколько лет ансамбль работал только под эгидой СКП. Коллектив был частично экипирован со средств полка. Оплачивались поездки и работа руководителей. Затем он перешел в сферу городского отдела образования и культуры.
«Веселый экипаж» работает по нескольким направлениям: вокал, эстрада и танец. Это единственный в Брянской области образцовый казачий ансамбль. Несколько раз своими выступлениями со сцены колонного зала Дома Союзов он покорял жителей г.Москвы. «Веселый экипаж» за свою десятилетнюю деятельность многократно становился лауреатом и дипломантом различных казачьих фольклорных конкурсов, а так же творческих мероприятий в области и районе. Этот детский ансамбль и его руководители являются традиционными и постоянными участниками всех культурно-массовых мероприятий в Стародубском районе и Брянской области. Он имеет множество грамот, благодарностей, дипломов и благодарственных писем.
При ансамбле работает студия с семилетним обучением, в ней преподается около десяти предметов: история России и края, хореография, ритмика, начальная военная подготовка,, гимнастика, акробатика, вокал, эстрадный и народный танец, но основным предметом конечно же является казачий танец и пляска [12]. Обучение проводиться бесплатно за исключением родительской платы при создании новых костюмов. Сам детский коллектив включает в себя около 70 человек: 50 мальчиков и 20 девочек разных возрастных групп. По окончанию обучения выдаются свидетельства. «Веселый экипаж» поддерживает тесную связь с СКП и казачьим кадетским классом, члены которого участвуют в работе ансамбля. Этот коллектив участвует в традиционных молодежных сборах в Почепской сотне в летние каникулы на базе пансионата Красный Рог.
Трудно представить, что всю эту трудоемкой и огромной работой руководят две женщины. Стародубцы горды за свой ансамбль и как и сами его участники за свой казачий коллектив, который позволяет всесторонне развиваться личности ребенка и становиться настоящим гражданином и патриотом России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Участие в СКП, в казачьем кадетском классе и «Веселом экипаже» является
добровольным. Эти организации просто необходимы для разновозрастных людей,
объединившихся идеей возрождения народных традиций и культуры, в частности
малороссийского Стародубского казачества.
Казак сейчас это не сословие, а состояние души. Здесь, по-моему, не должно быть
ограничений из-за отсутствия формы или других внешних атрибутов. Главными
качествами должны выступать вера, любовь, патриотизм и уважение к своему
прошлому и предкам, надежда на возрождение сильного и богатого отечества. Эти
организации способствуют становлению в среде молодежи и среди взрослых идей
патриотизма и веротерпимости и культуры. Они различными способами
воспитывают и развивают своих участников как полноценных граждан России.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бабодей В.Д. Зарождение казачества на Стародубщине.// Материалы
научно-практической конференции. Брянск 2004.
2. Бабодей В.Д. Истоки Стародубского казачества. // «Вести города Стародуба». №11
-2006.
3. Воропаев А. Стародуб. Казаки. Вечная граница. М.,2004.
4. Емельяненко Н.Д. Стародубские казаки: кто они?// «Стародубский казачий вестник»
21.08.2004.
5. Лазаревский А.М. Описание старой Малороссии. Полк Стародубский. Т.1.Киев. 1888г.
6. Поклонский Д.Р. Стародубская старина. Т.1-3.Клинцы,1998-2005.
7. Соловьев С.М. История Российского государства. М.,1991.
8. Слюнченко Ю.П. Стародубский полк: марш в два века.// «Пересвет» №11-1992.
Брянск.
9. Пусь В.М. Краткая история Стародубского полка. //«Стародубский казачий вестник»
21.08.2004.
10. Запись беседы с полковым писарем СКП Лякуном П.Ф. 10.09.2006 г.Стародуб.
11. Запись беседы с атаманом стародубской сотни СКП Дебольским П.Ф. 31.08.2006
г.Стародуб.
12. Запись беседы с руководством ансамбля «Веселый экипаж» 15.09.2006. г. Стародуб.
 
___________________________________________________________________________
Стародуб 2007г.
Все права защищены
Rambler's Top100
Hosted by uCoz